В прошлых двух записях я рассказал о том, что ну очень уж долго ведутся работы над одним из проектов.
Но знаете, чем дольше я работаю в сфере создания сайтов, тем больше и больше убеждаюсь в том, что стартапы, ныне популярные, - это недопроекты. Знаете, почему? Да потому что раздумия в таких проектах недопустимы - нужно делать все и сразу.
Сегодня я, с вашего разрешения, поразглагольствую на эту тему и постараюсь доказать, что бездумная спешка в проектах, особенно крупных, не приведет ни к чему хорошему.
Вы никогда не задумывались, почему так много историй крупных компаний, которые становятся известными спустя длительное время, почему слава ко многим художникам и писателям приходит лишь после их смерти, а большинство раздутых с самого начала компаний сливается в первые полгода своей жизни? Ведь от смерти художника или писателя его работы лучше не становятся - они не изменяются от этого и не превращаются в новые полотна и произведения.
Лично меня эти мысли постоянно посещают, и я пытаюсь перенести их и сопоставить с положением дел в сети. Давайте проанализируем. Как много вы слышите о проектах, которые в первые дни жизни появляются в разделе "Стартапы" того же Хабра? За все время моего наблюдения за этим разделом я лишь несколько раз наблюдал рост проектов, о которых их авторы писали в самом начале их становления. Это лишь малая толика из их общего количества. А сколько проектов, описанных там же, спустя неделю-две прекратила свое существование? А сколько из них были забыты спустя месяц?
И я не верю в то, что это происходило из-за пары-другой нелестных комментариев. Нет, скорее дело в непродуманности. Когда проект открывался, он был абсолютно сырым и неюзабельным. Весь шквал траффика, который мог бы пройти через него, такой проект принимал за сутки-двое после публикации информации на Хабре или любом другом сайте/форуме/подставьте сами... Люди понимали, что делать там в стадии разработки нечего, теряли зародившийся где-то в глубине их душ интерес, и более на проект не заглядывали.
Это, в свою очередь, вызывало упадок сил у разработчиков тех самых стартапов и постепенно они сами отстранялись от своего детища все дальше и дальше. Приходило забытие. Проекты умирали.
А теперь давайте заглянем в другой раздел - "Я пиарюсь". Сколько из проектов, которые описаны в нем, прожили довольно долгую жизнь до размещения там информации о себе? Да просто большая часть - процентов 80. И что происходило с ними после публикации на Хабре? ОНИ РОСЛИ! Я попытался проанализировать доступную информацию об этих проектах до и после публикации (массовой публикации - не только постов на Хабре, но и массированной, организованной рекламной кампании в сети и за ее пределами). В итоге я получил вполне ожидаемый результат: из 10 проектов, которые себя пиарили таким образом и спустя довольно большой относительно интернет-жизни промежуток времени, 7 оказывались успешными и моментально росли в геометрической прогрессии - их аудитория увеличивалась, а количество идей и воплощений их в жизнь просто возрастало до бесконечности.
О чем это говорит? На мой взгляд, это говорит о подтверждении идеи о том, что вердикт "Жить!" получают в большинстве своем те проекты, которые не торопились и продумывали возможные варианты развития, анализировали, исправлялись, модифицировались, подстраивались... И лишь после многих "-сь" открывались широкому кругу лиц. В голове вертится поговорка "Поспешишь - людей насмешишь". Не правда ли, оригинально - поговорка, выдуманная еще нашими предками до существования компьютеров и сетей, живет и по сей день внутри сети?
Моя мысль о глупости "быстрых запусков" проектов, которая посещала меня еще пару лет назад, все время отстранялась необходимостью успеть - успеть сделать в максимально короткий срок то, чего хочет большинство заказчиков, а потом так же быстро прорекламировать их. На этом обычно мое участие в их проектах заканчивалось. И спустя время, взяв книгу от 37signals под названием "ReWork", мой взгляд зацепила фраза "Не нужно делать стартап - потому что большая их часть исчезает так же незаметно и быстро, как и появилась. Стартапы - это миф". В голове снова начинают мелькать мысли о моей правоте, снова анализ, попытки взглянуть на все с другой стороны, но...вывод остается неизменным. Нет нужды в спешке при организации проекта. Нужно хорошенько все обдумать и проверить, прежде чем пускать проект в работу.
Даже то, с чем я имею дело постоянно, снова и снова подтверждает это мнение. Та же панель мониторинга сайтов, выпущенная мною спустя две недели работы над первой версией, вызвала сначала огромный резонанс и набравшая популярность, на поверку оказалась проектом никуда не годным без переработки - которая заняла около полугода. Зато после выпуска ее новой версии, люди постоянно благодарили меня за качественно новый продукт, в десятки раз более удобный и понятный, легкий в освоении и более функциональный. Но опять же, в конце работы над ним меня постоянно подгоняли, говоря о необходимости выпуска обновления, что в итоге привело к тому, что панель все еще не оптимизирована до минимальных уровней нагрузок на сервер-обработчик и клиентский компьютер. Да, это будет устранено, но ведь спустя время - часть клиентов может потерять всякий интерес к панели за этот промежуток.
Тот же neruhomosti.net.ua, рождавшийся в течение 9 месяцев - будто младенец - и тщательно лелеемый двумя программистами, тоже поначалу приобрел резонанс, но пока был отточен, получил массу негативных отзывов, кучу писем с просьбами или требованиями что-то изменить и т.д.
И знаете, тот долгострой-проект для клиента, "который меня многому научил", я сейчас считаю чем-то максимально удавшимся в плане работ. Ведь его до сих пор видели только мы вдвоем, дизайнер, да пара кандидатов на инвестирование-партнерство с моим клиентом. И это хорошо. Пусть мы сорвали сроки одному заказчику, пусть мы прошли с этим проектом долгие часы обсуждений, модификаций и решений, но я уверен на 99% в том, что он вызовет резонанс, даже ажиотаж. И спустя время этот же человек позвонит мне и скажет, что наш незапуск в срок - это лишь то, что было действительно необходимо в данной ситуации :-)
Сам проект, кстати, уже через две недели должен быть готов, и, судя по малому количеству незакрытых запросов в багзилле, это действительно свершится.
Именно поэтому я все-таки более склонен к проектам, долгим в разработке и быстро развивающимся, чем к быстро развивающимся и долгим в доработке. Что скажете?
P.S. Вспомнил один суперстартап, о котором идет (в некоторых кинотеатрах - еще действительно идет) фильм. Я говорю о фейсбуке. Но это скорее исключение из правил, чем само правило. Да и стартапом его назвать можно с трудом. Та версия, которая появилась в самом начале его истории, абсолютно несопоставима с тем видом, в котором он стал действительно популярным вебсайтом. К тому же, не каждый человек будет относиться к проекту так же, как Цукерберг, проводя абсолютно все свое время - свободное, и несвободное - в работе над ним. Не стоит мнить себя Марками, а Цукербергами - и подавно, если вы на самом деле не были рождены сверхчеловеком или гением вроде Эйнштейна. Такова моя мысль по этому поводу.