Большинство людей, ведущих свой собственный интернет-БИЗНЕС (или бизнес), в том числе фриланс-программисты, фриланс-дизайнеры и иже с ними, постоянно сталкиваются с клиентами разного типа - понимающие и нет, развитые в сфере интернет и впервые попавшие в сеть и т.п. Я - не исключение. Через меня прошло уже огромное множество клиентов, большинство из которых остались довольны (но и недовольные тоже есть, что тут лукавить). И, хотя к своей работе я подхожу четко и напористо, стремясь даже самый простой и дешевый проект сделать с душой, избежать встречи с ужасными клиентами я не могу. Ну что ж, такова судьба каждого фрилансера :)
Лично я слежу периодически за состоянием сферы фриланс-бизнеса в СНГ и зарубежом. И сегодня чисто случайно наткнулся на статью, описывающую клиентов по типам (так называемый неофициальный рейтинг). Не смог удержаться и решил поделиться ей с вами, дорогие читатели.
1. Клиент из ада
- Хочет, чтобы создание его проекта было завершено еще до того момента как он с вами свяжется впервые.
- Убеждает вас в том, что работал с другими людьми в вашей сфере и они значительно меньше "гребли денег с него".
- Пытается торговаться относительно запрошенной вами стоимости работ.
- Пытается изменить условия и требования работы после их обсуждения и во время выполнения заказа.
- До мелочей придирается к каждому вашему шагу и контролирует процесс постоянно.
- Звонит и пишет вам постоянно с требованиями обновлений (даже если они уже применены) .
- Требует неограниченного числа макетов или предложений
- Не уважает ваш опыт и профессиональные советы, потому что у него "есть идея получше".
- Невовремя оплачивает завершенную работу.
- Жесткий в общении, неуважителен, требователен, самоуверен. Скряга.
2. Клиент, постоянно посещающий ад (и берущий вас с собой)
- Ему присущи пункты 1, 3, 5, 6, 7, 8 и 10 из предыдущего списка, однако менее заметны. Иными словами, клиент просто выводит вас из равновесия три-пять раз в сутки, вместо круглых суток в первом случае.
- Оттягивает оплату как морковку на веревочке перед носом осла, уговаривая вас сделать "небольшие изменения тут и тут" до тех пор, пока не получит максимально возможное количество неоплачиваемой работы.
- У него обязательно есть родственник или друг, который может сделать часть работы за вас, помогая ему сэкономить.
- Хочет, чтобы все было сделано "вчера", однако лишь на третий день отвечает на ваши письма во время работы.
3. Клиент, одной ногой стоящий в аду, другой - в раю.
- Понимает, что у вас есть другие клиенты и проекты, но хочет быть на первом месте в вашей очереди.
- Ценит ваше время и вклад, но "должен" контролировать вас, что порой приводит к отмене заранее запланированной работы.
- Уважает качество вашей работы, но всегда хочет сделать улучшения (снова контроль, епта).
- После завершения работы над проектом сразу же отправляет оплату, но его секретарша или банк задерживают платеж на две недели.
- Приятен в общении, поощряет вас комплиментами, но его действия периодически конфликтуют со словами о том, какую отличную работу вы сделали.
4. Клиент, стоящий на пути к святости.
- Принимает первое же ваше предложение или макет с минимальными спорами по поводу доработок.
- Отвечает на все вопросы и запросы в течение 24 часов.
- Понимает и уважает ваше стремление к периодическому отдыху, перерывам, семье, друзьям и другим жизненным факторам, не касающимся проекта.
- Регулярно спрашивает ваших советов и часто принимает их.
- Периодически проверяет, на каком этапе находится работа.
- Ценит итог работы и требует минимум доработок.
- Вовремя оплачивает работу.
5. Клиент мечты - просто ангел.
- Умоляет вас работать с ним в любое удобное для вас время.
- Готов платить сверх нормы за скорость и предоставляет бонусы после завершения работы.
- Целиком и полностью согласен с большинством ваших советов и рекомендаций. Иногда даже начинает советоваться с вами по поводу реалий жизни, потому что искренне верит, что вы их переживаете вместе.
- Не мешает вам во время работы и доволен новостями и обновлениями, которые вы совершаете.
- Быстро отвечает на все ваши вопросы и принимает каждый шаг работы без вопросов.
- Регулярно приглашает вас на обед, завтрак или выпить с ним и всегда оплачивает счета.
- Восхищен каждым завершенным проектом и в восторге от того, что он превосходит все его ожидания.
- Лично передает вам в руки оплату за работу сразу после ее окончания вместе с огромной премией, потому что считает, что вы сами должны были запросить большую сумму за проделанную работу.
- Отправляет к вам огромное число других клиентов с наилучшими рекомендациями и заранее говорит им более высокие цены, чем назвали бы вы, потому что считает, что вы этого заслуживаете.
От себя добавлю, что если у вас есть хотя бы пара клиентов, которых вы можете частично отнести к пятой категории, то вы не законченный самобичеватель и имеете довольно большой опыт работы в сфере фри-ланса. Так что, есть, к чему стремиться, господа. У меня такие клиенты есть и я безумно рад этому :)